МБУ ДОД СДЮСШОР по дзюдо им Григория Веричева
Прогноз погоды

Фотопоток


Когда следует приобщать ребенка к занятиям дзюдо? Это очень распространенный вопрос, который задают многие, и многие по-разному на него отвечают. Самым верным ответом будет такой: «Как только он способен заниматься этим видом спорта».

И это намеренно расплывчатый ответ. Занятия дзюдо, прежде всего, зависят от возможностей спортивной школы и от способностей вашего ребенка. Если ребенок опережает сверстников по физическому развитию, он может начать раньше, чем другие дети, и наоборот.

Поэтому определяя ребенка в группу начальной подготовки важно ориентироваться не только на возраст начала занятий (возраст детей группы, в которую вы планируете определить ребенка), но и на возможности вашего сына или дочки в данный момент времени в сравнении со сверстниками. Помните, у каждого ребенка свой, индивидуальный путь развития! Многие дзюдоисты высокого уровня занимались с раннего детства, но многие начинали в подростковом возрасте и, тем не менее, достигли успеха.

Легче всего определить, пора ли вашему ребенку заниматься дзюдо – это отвести его в ближайшую школу борьбы, найти подходящую по возрасту группу и сравнить других детей со своим. Обратите внимание на рост и вес детей, на их физические способности, их речь, умение концентрировать внимание, слушать и выполнять задания тренера. Как ваш ребенок смотрится в сравнении с ними?

Затем поговорите с преподавателем, независимо от того, считаете вы, что ваш ребенок готов к занятиям борьбой или нет. Возможно, группа, в которую вы пришли не является стандартной, в ней могут заниматься дети младше или наоборот старше вашего ребенка, это может быть группа детей, прошедших специальный отбор и т.д. Пусть ваш ребенок познакомится с тренером, чтобы тот его оценил.

Кроме того, прежде чем вы отправитесь изучать занятия дзюдо для детей, попробуйте ответить себе на некоторые актуальные вопросы, особенно, если речь идет о занятиях для ребенка младше 7 лет:

* Способен ли ваш ребенок соблюдать элементарные правила и требования?

* Может ли он усидеть спокойно на одном месте в течение нескольких минут?

* Может ли он сохранять равновесие на одной ноге хотя бы 5-10 секунд?

* Может ли он выполнять простые кувырки и перекаты?

* Способен ли он адекватно воспринимать конкурентную среду, умеет ли проигрывать?

* Нравится ли ему играть с другими детьми?

* Какой у него темперамент?

* Бывают ли он у него вспышки жестокости?

* Часто ли он капризничает и выходит из себя?

* Легко ли он утомляется и теряет интерес?

* Сможет ли ваш ребенок заниматься необходимое количество времени (обычно от 45 до 90        минут)?

Конечно, все это не является определяющими критериями того, готов ли уже ребенок заниматься дзюдо или нет. Это просто факторы, которые могут в той или иной степени оказать влияние на тренировочный процесс, прежде всего, сказаться на отношении вашего ребенка к занятиям (будет он заниматься с удовольствием или нет). Отсюда и последний, но самый важный вопрос, который вы должны задать себе и, желательно, вашему ребенку:

ПОНРАВИТСЯ ЛИ ЕМУ ЗАНИМАТЬСЯ ДЗЮДО?

Если ответ – «да», то весьма вероятно, что он уже готов к этому. Попробуйте и посмотрите, как пойдут дела. Если пока не получается, попытайтесь снова через полгода или год, когда ребенок будет более развит.

Как совместить две школы: спортивную и общеобразовательную?

 

 

 

Совмещение двух школ: спортивной и общеобразовательной – одна из самых сложных задач для родителей будущих лидеров спортивных арен. Ведь, начиная с учебно-тренировочных групп (УТГ), для занятий в спортшколе требуется от 12 до 18 часов в неделю; большая часть свободного времени уходит на ежедневные тренировки, а когда же делать уроки? Зачастую нехватка времени негативно сказывается на успеваемости, из чего сложился и укрепился миф, что успешная учеба в общеобразовательной школе и серьезные занятия спортом несовместимы. Однако, при правильном подходе родителей юного спортсмена к этому вопросу, ребенок может показывать превосходные результаты в обеих школах.

 

Решение задачи совмещения школ состоит, прежде всего, в соблюдении режима. Главное, вовремя школьника к этому режиму приучить, т.е., не ждать, когда проблема неуспеваемости возникнет, а уже при поступлении в спортшколу объяснить ему, что соблюдение режима для спортсмена особенно важно для достижения высоких результатов. Следует привести в пример известных спортивных звезд, которые в обязательном порядке придерживаются режима, так как это необходимо для успеха.

 

Самый сложный этап – правильный расчет и разграничение времени для тренировок, выполнения уроков и отдыха. Первое время необходимо поддержать юного спортсмена и строго контролировать выполнение установленного графика занятий до тех пор, пока у него не войдет в привычку заниматься нужным делом в нужное время, и он будет соблюдать установленный распорядок дня самостоятельно. Не лишним будет пообщаться с преподавателем общеобразовательной школы, выяснить его мнение об успеваемости, договориться об индивидуальных занятиях (если возникнет необходимость). Следует проследить, чтобы сон ребенка был не короче 8 часов в сутки, для чего отправляться ко сну ему необходимо не позже 22 часов.

 

Снаряжая юного спортсмена для поездки на соревнования, не помешает напомнить ему взять с собой учебники, чтобы в свободное время он мог повторить пройденный материал.

 

Ни в коем случае нельзя наказывать за плохую учебу запретом посещать тренировки. При успехах в учебе, напротив, не нужно скупиться на похвалу. Следует время от времени подчеркивать, что именно распорядок дня отличает спортсмена от сверстников, которые спортом не занимаются. Главная цель состоит в выравнивании значений учебы в обеих школах в сознании ребенка. Школьник, научившийся правильно распоряжаться своим временем, в будущем сможет легко совмещать профессиональные тренировки с учебой в ВУЗе. Реальных примеров тому великое множество.

 

 

 


Роль родителей в дзюдо. Действия родителей вне зала.

 

 

 

Ваша функция в роли  родителя ребенка, который занимается дзюдо, довольно противоречива. Участие  одного или обоих  родителей в обучении может благотворно сказаться на успехах ребенка, но может и навредить, в случае, если оно неправильно проявляется.

 

Часто в школах дзюдо преподавателям встречаются так называемые «спортивные родители - фанатики». Из-за них нередко другим родителям сложно вникать в процесс обучения, так как тренеры спортивной школы всеми усилиями стараются защитить своих учеников от их же собственных мам и пап. Имея в виду это обстоятельство, вам все-таки необходимо узнать как можно больше о самой школе и тренере, и ему о вас, в свою очередь.

 

У вас, как у родителя, есть возможность мотивировать своего ребенка, помочь в совершенствовании спортивной техники и обеспечить  здравое отношение к спорту и многим его особенностям.
Нередко дети начинают заниматься спортом с большим энтузиазмом, но затем теряют к нему интерес. Для этого есть много причин, и ключевую роль в том, чтобы не позволить детям быстро забросить дзюдо, играют родители.

 

В дзюдо, как говорится, «легко научиться, сложно стать мастером», и дети часто теряют запал, понимая это. Поначалу они быстро делают успехи, но затем наступает период небольшого застоя,  прежде чем снова начнется заметный прогресс. В такие переходные периоды дети зачастую решают, что дзюдо не так уж увлекательно или из них «не выйдет ничего путного». Именно на этой стадии поддержка родителей поможет удержать ребенка на занятиях до тех пор, пока он снова не начнет наслаждаться своими успехами.

 

Родительское участие часто необходимо для нормальной работы спортивной школы и проведения учебных мероприятий. Родители неоднократно помогают в решении организационных вопросов учреждения и подготовке различных мероприятий, таких как турнирные соревнования и неформальные встречи. Все школы отличаются друг от друга, и для начала вам нужно переговорить с преподавателем и другими родителями, по поводу вашего приобщения к этим вопросам.

 

Действия родителей в зале

 

В зале  дзюдо есть только один начальник - тренер. Этот единственный центр власти необходим для поддержания дисциплины в  группе и для всего процесса обучения в целом. Родители должны  принять к сведению подобные взаимоотношения и всегда объяснять своим детям, что, начав заниматься дзюдо, тренера они также обязаны слушать.

 

В некоторых школах поощряется присутствие родителей во время тренировки. Некоторые, правда таких меньшинство, разрешают и приветствуют помощь родителей прямо на борцовском ковре.

 

Прежде, чем вы начнете помогать своему ребенку, советом или фактически, выйдя с ним на ковер, вы должны понять отношение спортшколы к подобным вещам,  и также конкретно обговорить это с тренером. Вы не должны обижаться, если тренер просит вас не давать советов или не помогать ребенку на матах, ведь они просто стараются поддерживать благоприятную обстановку  для ваших детей.

 

Самое лучшее, что могут сделать родители – это оставаться на занятиях  дзюдо и наблюдать за работой своих детей. Вы сможете видеть то, чем занимается ваш ребенок,  а после тренировки можно с ним это обсудить, так вы поможете своим детям делать успехи. Необходимо всегда находить позитивные моменты  и говорить о них ребенку. Поздравьте его с великолепным броском, который вы видели, спросите, как он называется, как у него это получилось и т.д. Вы можете сами записаться на занятия дзюдо для взрослых или по специальной литературе изучить терминологию, правила, принципы дзюдо, что даст вам возможность помочь своему ребенку. Помните, однако, что никогда не надо противоречить тренеру, так что, какой бы ни был его совет по исполнению технических приемов или тактических действий дзюдо,  ваш  ребенок должен с ним согласиться, даже если вы считаете, что должно быть иначе.

 

Вы не должны делать замечания своему или любому другому ребенку в зале. Это - обязанность преподавателей. Если того требует ситуация, имеет смысл обратить на это внимание тренера, тихо сказав ему о том, что он мог случайно упустить.   И все-таки лучше оставить это до окончания тренировки, когда вы сможете рассказать о случившемся тренеру лично, не в присутствии детей и других родителей.

 

Часто в ситуациях с несчастными  случаями и травмами  родители ведут себя нецелесообразно. Вы не должны выходить на ковер и вмешиваться, если тренер не просит вас о помощи.

 

Регулярно внимательно наблюдайте за тренировками и общайтесь с тренером.

 

Исключения из правил

 

К сожалению, не все тренеры совершенны. Ваша первостепенная обязанность, как родителя, защищать и воспитывать своего ребенка. Если вы категорически не согласны с тем, что происходит в зале, вы должны вмешаться. В зависимости от ситуации, вы можете дождаться, когда останетесь с тренером наедине или высказать свои претензии немедленно.

 

В 99% случаев более разумным будет подождать, пока вы сможете поговорить с глазу на глаз. Вмешиваться в тренировочный процесс вы должны только в случае, если действительно происходит что-то серьезное. Под этим мы подразумеваем то, что вы заметили, что кто-то из занимающихся находится в опасности или в зале происходит что-то, что является незаконным.

 

Если ваш ребенок в опасности или серьезно травмирован, конечно, вы должны сначала позаботиться о нем, и только потом об этикете.

 

Ключевой момент здесь состоит в том, чтобы правильно определить ситуацию, когда вы должны немедленно вмешаться, а когда спросить разрешения тренера, например, для того, чтобы повлиять на плохое поведение своего ребенка или помочь ему, если он травмирован.

 

 

 


Родителям о том, что означают поклоны в дзюдо ?

 

 

 

Чтобы понять ритуал поклона в дзюдо, нужно знать немного об истории дзюдо и японской культуре, в которой оно зародилось.

 

Дзюдо было создано в 1882 году японцем по имени Дзигоро Кано. Оно был создано в городе Токио в Японии. Дзюдо было и остается японским видом спорта и как таковое несет в себе что-то от культурных традиций и этикета страны происхождения. Ритуал поклона в дзюдо и является частью национальной японской культуры.

 

«Рей» или поклон обычно проводится в начале и в конце занятия, в начале и в конце поединка в большинстве клубов дзюдо. Начальный и конечный поклоны часто делаются с колен, в то время как другие, как правило, делаются стоя.

 

Поклон в японской культуре означает то же, что и рукопожатие в западной культуре.

Он используется в качестве приветствия (и прощания), а также как проявление уважения одного человека к другому. В дзюдо то же самое, мы склоняем голову в знак уважения к людям, с которыми мы тренируемся.

 

В дзюдо поклон не религиозный ритуал, речь идет лишь об уважении и взаимоконтроле.

В дзюдо в конце каждой схватки во время соревнований, противники кланяются друг другу, чтобы проявить уважение. Может быть, по этой причине в дзюдо, как правило, не бывает травм после первых схваток у новичков, хотя эта проблема существует в других видах единоборств. Уважение к другим "прочно впаяно" в дзюдо и физически выражается через поклон.

 

Кроме того, возможно, вы замечали, что после выполнения поклона спортсмены также пожимают друг другу руки. Это серьезный показатель того, что поклон значит для людей, увлеченных дзюдо, а также смешения большого количества культур в дзюдо. Поклон это японский (восточный) способ рукопожатия, а рукопожатие – поклон западного образца. Тот факт, что люди, увлеченные дзюдо, сегодня и кланяются, и жмут руки, говорит о том, что представители обоих культур хотят проявить свое уважение, каждый по-своему. Итак, главный смысл поклона в дзюдо - это проявление уважения.

 

 

 


Родителям о соревнованиях в дзюдо

 

 

 

Дзюдо является боевым искусством, системой физических упражнений, а также одним из видов спортивных единоборств. Дзюдо – это олимпийский вид спорта, имеющий свою международную федерацию, а также национальные федерации практически в каждой стране. Соревнования по дзюдо проводятся на самых разных уровнях (от первенств школ до Олимпийских игр) и, как и во всех других видах спорта, в дзюдо также есть победители и побежденные.

 

Когда ребенок должен начинать принимать участие в соревнованиях по дзюдо?

 

В настоящее время к соревнованиям привлекаются юные дзюдоисты самого раннего возраста, и это часто беспокоит родителей. Действительно, любые соревнования для детей являются серьезным испытанием, и существует много разных точек зрения на положительные и отрицательные аспекты детской конкуренции.

 

Одна из точек зрения такова, что дети не должны соревноваться до подросткового возраста. Исходя из другой точки зрения, чем раньше начинает ребенок соревноваться, тем лучше. Некоторые считают, что дети раннего возраста должны соревноваться, но соревнования для них надо организовывать таким образом, чтобы они приносили детям удовольствие, т.е. имели развлекательный характер.

 

Еще одна точка зрения состоит в том, что дети могут соревноваться и стремиться к победе, но соревнования должны включать в себя достаточное количество дисциплин, номинаций, возрастных и весовых категорий, чтобы каждый имел возможность выиграть медаль,  диплом или другую награду.

 

Что касается вашего ребенка, то окончательное решение о его участии в соревнованиях должны принимать только вы (во всяком случае, для детей в возрасте до 10 лет), основываясь на своем собственном мнении, учитывая его способности, темперамент и желания.

 

Значение соревнований для юных дзюдоистов

 

Важно отметить, что соревнования и соревновательные поединки на тренировке это далеко не одно и то же. Соревнования дают юным спортсменам возможность попробовать свои силы на новых незнакомых соперниках, которые могут применять несколько иную технику и тактику ведения поединка, чем те, с которыми ребенок успел познакомиться в ходе учебно-тренировочного процесса своей группы.

 

Соревнования – это возможность не только показать то, что ребенок узнал на тренировках, чему он успел научиться у тренера и спарринг-партнеров, но и возможность узнать еще что-то новое для себя, получить новый соревновательный опыт, без которого рост его спортивного мастерства будет крайне медленным. Поединки на соревнованиях всегда проходят в условиях повышенной мотивации, что позволяет максимально полно мобилизовать свои силы и умения в борьбе за победу, а это является лучшим тренирующим фактором для спортсмена.

 

«Олимпийская» система соревнований в дзюдо

 

В соревнованиях по дзюдо, как правило, разыгрывается четыре медали. Одна золотая, одна серебряная и две бронзовые. Спортсменов одной весовой категории делят на две группы А и Б. В каждой из этих групп ведется выявление сильнейшего, которые затем встретятся в финальном поединке и решат участь серебряной и золотой медалей. Борьбу за бронзовые медали ведут те дзюдоисты, которые терпят поражение от одного из соперников, не дойдя до финального поединка – они получают право на «утешительные» встречи и решают судьбу двух бронзовых медалей.

 

Кроме того, спортсмен получит право на «утешительные» встречи при условии, что соперник, которому он проиграл, выиграет все свои следующие поединки вплоть до полуфинального. «Утешение» от полуфиналистов также проводится в двух подгруппах, поэтому и бронзовых наград две. Чтобы занять третье место «утешающийся» спортсмен должен будет одержать победы над соперниками, которые также потерпели поражение от одного из полуфиналистов его группы, а затем в заключительном финальном поединке он встретится с одним из полуфиналистов противоположной группы (это спортсмен, который проиграл схватку за выход в финал).

 

Это основная система проведения соревнований в дзюдо – «олимпийская», но есть и другие - «круговая» и «смешанная».

 

«Круговая» система соревнований в дзюдо

 

«Круговая» система используется, когда в одной из весовых категорий количество соперников не превышает пяти человек. Они борются между собой по принципу каждый с каждым, выявляя победителя и призеров по количеству одержанных побед (в случае равного количества побед, преимущество получает спортсмен, набравший большую сумму баллов в ходе своих поединков). Круговая система предусматривает по одной из каждых наград: золотую, серебряную и бронзовую.

 

«Смешанная» система соревнований в дзюдо

 

«Смешанная» система, как правило, используется, когда в весовой категории 6-8 соперников. Они делятся на две группы и внутри своих групп борются по «круговой» системе. Затем спортсмен занявший первое место в группе А борется со спортсменом, занявшим второе место в группе Б, и наоборот победитель группы Б борется со спортсменом, показавшим второй результат в группе А. Победители этих двух встреч уже между собой выявляют сильнейшего в своей весовой категории, а проигравшие получают бронзовые награды.

 

Теперь вы имеете некоторое представление о системе проведения соревнований в дзюдо и при необходимости можете помочь сориентироваться в ней и своему ребенку. Желаем вам и вашему юному спортсмену множества самых разных побед – больших и маленьких!

 

 

 


Путь от белого до черного пояса. Как дзюдо учит терпению

 

 

 

Современный мир развивается стремительными темпами.  Телевидение, музыка, пища сегодня доступны по первому требованию и на любой вкус, поэтому дети привыкли к моментальному удовлетворению желаний. Проблема в том, что когда эта привычка завладевает личностью, она может нанести огромный вред. Детей, живущих ради мгновенного удовлетворения прихотей, иначе называют «испорченными». Синдром «испорченного ребенка» может привести к проблемам и во взрослой жизни. Большинство успешных родителей понимают, как важно не идти на поводу у ребенка и приучать его к терпению, сдержанности и упорному труду – тогда он тоже вырастет успешным.

 

Так как же дзюдо учит терпению?

 

Большинство видов и школ дзюдо имеют ранговую систему поясов, где черный пояс означает самый высокий ранг. Это логичный ход обучения, используемый в большинстве школ и наилучший способ привить терпение. С самого начала ученики знают, что должны заслужить каждый из цветных поясов, прежде чем достигнут черного.

 

Суть этой последовательной системы – в том, что каждый дзюдоист должен идти к цели долго и упорно. Продвижение от уровня к уровню не позволяет сразу получать то, что хочется, а заставляет учиться терпению, усердию, проявлять настойчивость и целеустремленность. Кроме того, ранговая система поясов обеспечивает гармоничное развитие ученика в физическом и моральном смысле.

 

От старшего ученика и от начинающего тренер ожидает совершенно разного. Суть в том, что старший ученик демонстрирует сдержанность, усердие и терпение, потому что изучает дзюдо уже не один год. Когда старший ученик получает черный пояс, этот пояс воплощает собой терпение и упорную работу. Многие занимающиеся не хотят быть обладателями всего лишь белого пояса или даже одного из цветных поясов – желая сразу же заполучить черный пояс.

 

Получение черного пояса – очень эмоциональный момент и для дзюдоиста, и для его родителей, потому что старания к этому приложил не только ребенок, но и его близкие. Пояс являет собой противоположность лени и мгновенному удовлетворению прихоти. Он символизирует усердие, самоотдачу и целеустремленность. Путь к черному поясу позволяет прививать те ценности, которые нужны детям в современном обществе, чтобы не быть посредственностью, а стремиться к вершинам в учебе, карьере и жизни.

 

 

 


Может ли мой ребенок заниматься дзюдо дома? Да, конечно!

 

 

 

Родители часто спрашивают, можно ли их ребенку заниматься дзюдо дома. Большинство тренеров считают, что этого делать не стоит, поэтому родители часто говорят «нет».

 

Основной причиной для запрета является то, что домашние занятия не безопасны. Другой причиной служит опасение того, что ваш ребенок может нанести травму другому ребенку во время тренировки.

 

Тем не менее, если правильно организовать занятия дома, то можно помочь детям безопасно обучаться борьбе дзюдо дома, применяя в семье те же правила, которыми пользуются в школах дзюдо. Здесь мы представим вашему вниманию некоторые упражнения, которые вы можете разрешить использовать вашему ребенку для тренировок дома.

 

Дзюдо-кувырки (самостраховка, падения)

 

Ваш ребенок может отрабатывать кувырки и падения у себя дома. Кувырки вперед и назад можно делать на ковре или на траве. Укеми (упражнения самостраховки) и кувырки – это перевороты и перекаты в положении группировки. Возможно, их лучше делать на матрасе. Также вы можете подстраховать ребенка, чтобы не было травм, особенно, если это упражнение новое для него. А можете просто наблюдать и хвалить за правильную технику.

 

Язык поклонов и общий этикет дзюдо

 

Вы можете научить вашего ребенка правильно одевать костюм для дзюдо (кимоно) и завязывать пояс (Оби). А также помочь ему выучить некоторые японские слова, используемые в дзюдо, и поклоны (Рей) и т.д. Слова лучше учить в кимоно, это поможет освежать их в памяти во время тренировки, а многократное повторение поможет запомнить их.

 

Пусть ваш ребенок «бросает» вас

 

Достаточно просто кататься по мягкой траве, когда маленький ребенок «бросает» вас. Но дети подрастут, станут сильнее, и, возможно, вам захочется освоить некоторые азы дзюдо, научиться правильно падать и выполнять некоторые приемы, чтобы продолжать домашние занятия с ребенком. Но, пока ваш юный спортсмен совсем маленький и только начинает постигать борьбу дзюдо, вы можете сделать падение-кувырок без специального обучения.

 

Изучайте ne-waza (борьбу в партере)

 

Пусть ваш ребенок заберется к вам на спину, когда вы стоите на четвереньках на траве или ковре. Перевернитесь с ним и повеселитесь немного. Опять же, когда он станет старше, вам могут понадобиться некоторые знания о технике дзюдо, только так можно сохранить ваши общие интересы.

 

Установите правила

 

Как и в тренировочном зале, дети, которые занимаются дома, должны придерживаться некоторых правил поведения, принятых в дзюдо. Например, дайте понять ребенку, что ему разрешено отрабатывать технику своего броска только на вас, и ни на ком другом. Убедитесь, что он знает, что не должен причинить травму вам (или кому-нибудь другому).

 

Если у вас несколько детей, пусть они дома отрабатывают приемы дзюдо друг с другом. Главная польза в том, что эти тренировки научат детей сотрудничеству. Само собой разумеется, они не должны травмировать друг друга. С этой целью следует проводить домашние тренировки только под контролем взрослых.

 

Преимущества домашних тренировок

 

1. Дома можно заниматься в любое свободное время, а это увеличивает возможности для отработки техники дзюдо.

 

2. То, что ребенок будет учиться отрабатывать приемы не на матах, и на людях, которые не занимаются дзюдо, научит его контролировать свои силы, чтобы не сделать никому больно.

 

3. Проведение домашних тренировок поможет вашему ребенку воспитать уверенность в себе, самодисциплину и самоконтроль. Эти навыки помогут ему и в других жизненных ситуациях.

 

4. Совместные тренировки – отличный способ проводить вместе с ребенком больше времени и стать частью того, что ему нравится. Говорят, что дзюдо хуже футбола, потому, что вы не можете играть вместе с детьми. Но если вы посетите несколько детских занятий дзюдо, то сами сможете убедиться в том, что это не так. Вы можете играть с детьми в дзюдо, они могут играть в дзюдо друг с другом и вне тренировок.

 

Попробуйте! Вам понравится!

 

 

 


Как родители могут помочь ребенку обучаться борьбе дзюдо?

 

 

 

Борьбе дзюдо необходимо обучать, как и любым другим знаниям, которые бы вам хотелось, чтобы ваш ребенок освоил. И, чему бы ребенок ни учился, будь то футбол, теннис, чтение или завязывание шнурков, вначале ему, как правило, помогают именно родители. В этом смысле дзюдо не отличается от других занятий, хотя кто-то может думать или даже утверждать иное. Как родитель, вы можете помочь ребенку в изучении дзюдо, даже если сами единоборствами никогда не занимались (или занимались очень мало). Идеально, если у вас есть некоторый опыт, но даже если нет, это не помешает вам сделать так, чтобы ребенку было легче освоиться на татами.

 

Итак… Чем именно вы можете помочь?

 

Самое главное

 

Первое и главное – помогайте поддержкой и поощрением. Заниматься дзюдо не всегда легко, и слова поддержки от мамы или папы могут быть ценнее тысячи уроков.

 

Изучаем терминологию

 

Вы можете помочь ребенку в изучении необходимой терминологии. О значении основных терминов можно узнать из специальной литературы или из интернет-источников. Также освоить японские термины и названия приемов вы можете, наблюдая за тренировкой вашего ребенка. Тогда после занятия у вас будет возможность посоревноваться: кто из вас двоих больше запомнил.

 

Осваиваем технические приемы

 

Вы можете помочь ребенку в освоении технических приемов. Дзюдо, как и другие виды спорта, строится на базовых понятиях. Даже самые сложные приемы дзюдо основаны на нескольких фундаментальных принципах. Вы можете изучить эти принципы и помочь ребенку следовать им.

 

К примеру, три этапа выполнения броска достаточно просты для понимания, и родители даже с очень небольшим опытом могут увидеть, правильно ли они делаются. Эти этапы таковы (и должны выполняться в следующем порядке):

 

1.    Выведение из равновесия – необходимо сместить основной центр тяжести атакуемого (в сторону выполняемого броска), чтобы лишить его устойчивости.
2.    Вход в бросок – необходимо принять позицию так, чтобы тело бросающего действовало как рычаг, заставляющий атакуемого упасть.
3.    Сбрасывание – непосредственно сам бросок атакуемого на татами.

 

Этапы нужно выполнять именно в такой последовательности, иначе бросок не получится. Как правило, дети забывают вывести партнера из равновесия, входя в бросок. Иногда, выполняя вход в бросок, они сами теряют равновесие, а иногда забывают, какую именно позицию необходимо принять. Даже без черного пояса большинство родителей способны заметить эти ошибки. В этом случае вам будет, что обсудить после тренировки с вашим юным дзюдоистом – дайте ему советы и рекомендации для следующего занятия.

 

Предлагаем себя в качестве партнера

 

Играйте со своим ребенком, используя простейшие виды противоборств, или тренируйтесь с ним. Дети учатся играть в футбол, волейбол, бросая мяч в саду с отцом или матерью. Когда они учатся читать, сначала мать или отец читают им вслух, потом помогают читать. С дзюдо точно так же – если вы будете заниматься с ребенком дома, он будет обучаться всему быстрее и получать от этого больше удовольствия. Вы можете отрабатывать с ним захваты на полу в гостиной, или он даже может тренироваться бросать вас на траву (если вы обладаете достаточной физической подготовкой).

 

Кроме того…

 

Мы рекомендуем родителям самим пройти хотя бы начальный курс дзюдо. Не нужно достигать высоких уровней мастерства, но даже небольшой опыт поможет вам понять, что в дзюдо действительно важно и необходимо.

 

Поговорите с тренером о том, чтобы вступить в группу начинающих «для родителей». Или же создать такую группу. В данный момент их очень мало, поэтому, возможно, вариант с созданием подойдет больше.

 

«Заразитесь» увлечением дзюдо от вашего ребенка и помогайте ему поддерживать это увлечение, занимаясь вместе с ним.

 

Это лишь несколько примеров того, как можно помочь своему ребенку, и для этого вам не нужно обладать черным поясом (или даже желтым). Надеемся, что эти совету помогут вам стать для вашего ребенка незаменимым помощником в деле освоения борьбы дзюдо. Поверьте, ваш юный спортсмен обязательно оценит это по достоинству.

 

 

 


Как выбрать хорошего тренера для ребенка?

 

 

 

Абсолютно не важно, хотите вы, чтобы ваш ребенок в будущем стал олимпийским чемпионом или ваши устремления ограничиваются заботой о его здоровье и физическом развитии – тренер является ключевой фигурой, и правильный выбор наставника - важный момент на пути достижения желаемого результата. Следует помнить о том, что именно рядом с этим человеком ваш ребенок будет проводить значительную часть своего времени: тренировки, соревнования, спортивные лагеря. Готовы ли вы доверить этому тренеру воспитание вашего ребенка? Ведь именно он главным образом будет влиять на формирование характера, поведения, мировоззрения юного спортсмена.

 

Бытует мнение, что тренера не выбирают – выбирает сам тренер. Но времена жесткого спортивного отбора давно прошли. Сегодня, в большинстве случаев, единственное, что необходимо для принятия ребенка в выбранную именно вами спортшколу, к выбранному именно вами тренеру – это медицинская справка, разрешающая вашему ребенку заниматься данным видом спорта.

 

Поэтому не поленитесь «побродить по базару», изучая разные варианты. Нет никакой необходимости, приобщая ребенка к спорту, приносить его в жертву этому спорту. Отнеситесь к выбору тренера серьезно – эта игра стоит свеч.

 

1.    Идем в разведку.

 

До того, как отвести своего ребенка на первую тренировку, выделите время – сходите на занятия к наставнику, который занимается с детьми интересующей вас возрастной категории. Идти лучше без ребенка, чтобы не привлекать к себе внимания. Просто понаблюдайте, как проходят занятия.

 

В зависимости от ситуации, тренер может выступать в различных качествах: лидера, наставника, друга, а иногда и родителя. Он подстёгивает стремление своих подопечных к достижению новых вершин. Прекрасно, если дети занимаются с охотой, атмосфера в коллективе благожелательная, а юные спортсмены полны энтузиазма. Не должно быть слишком шумно, ведь занятие спортом это, прежде всего,  учебный процесс. Гвалт – чаще всего показатель  того, что тренер просто не в состоянии справиться с детьми, он не может направить их энергию в нужное русло.

 

Тренер, как и любой другой педагог, должен уметь найти общий язык с воспитанниками. Хорошо если он не равняет всех под одну гребёнку, не муштрует, но и не даёт слабины, скрывает своё раздражение тогда, когда ученик с завидным упорством не может овладеть даже азбучным минимумом.

 

Лучшая тренировка – та, где в процессе занятия используется множество разных упражнений – частая смена восприятий поддерживает высокий интерес детей к обучению. При грамотно спланированных и умело организованных тренировках, не только достигаются все поставленные спортивные цели, но и физическая нагрузка переносится значительно легче, и желание детей обучаться не иссякает. Хороший наставник знает, как создать нужный социально-психологический климат, который помогал бы формированию стойкой мотивации юных спортсменов, их готовности воспринимать нагрузки и стремиться к высоким результатам.

 

Важна и манера общения тренера с воспитанниками. Тренер часто кричит? Это не беда. Зычный голос положительно влияет на интенсивность занятия. Но обратите внимание на то, что и как кричится. Если вольно или невольно педагог пытается унизить своих воспитанников, поливает их бранью – что есть ног, бегите из этой школы. Если так называемые «специалисты» будут вас уверять, что без русского мата спортивных результатов не добиться – не слушайте – все это полный бред. Квалифицированному специалисту нет необходимости прибегать к мату, чтобы доступно объяснить воспитанникам, что от них требуется.

 

Не упускайте из вида и внешний вид тренера. Подтянутый и аккуратно одетый наставник – почти 100% гарантия того, что он серьезно и уважительно относиться к своей работе. А значит – продолжаем знакомство.

 

2.    Наводим справки.

 

Общественное мнение – следующее, что важно узнать после получения первых визуальных впечатлений. Поговорите с теми родителями, чьи дети уже давно занимаются под руководством данного наставника. Пообщайтесь и с мамами, и с папами детей. Если мамы, как правило, рассматривают тренера с житейской точки зрения и оценивают его человеческие качества и черты характера, то папы – склонны критиковать и оценивать педагога как профессионала, их больше интересуют методики преподавания и планирование соревновательного процесса.

 

В ходе опроса важно составить психологический портрет тренера, а для этого постарайтесь уточнить следующие детали:

 

  • пунктуальность;
  • умение шутить и воспринимать шутки;
  • умение разумно использовать политику «кнута и пряника»;
  • способность пожалеть и поддержать ученика даже в ситуациях, когда на фоне группы проблема одного воспитанника не столь заметна.

 

Если результаты опроса наталкивают вас на мысль, что для тренера все юные спортсмены – не более чем рабочий материал, и обращать внимание на ранимость детских душ он не считает необходимым – смело вычеркивайте этого человека из списка претендентов на роль наставника вашего ребенка.

 

Обязательно попытайтесь разговорить и самих детей. Что они скажут о своем педагоге? Спросите, хорошо ли, на их взгляд, учитель знает своих учеников, часто ли они слышат похвалы в свой адрес, интересуется ли он их самочувствием после тренировки, не занимается ли рукоприкладством и так далее.  Обратите внимание, горят ли глаза учеников, когда они говорят о своем тренере.

 

Послужной список мастера тоже вещь немаловажная. Поинтересуйтесь успехами, которых добились его воспитанники на соревнованиях.  Но помните, что призовые места, хоть и, безусловно, важный показатель тренерского мастерства, но он может ввести вас в заблуждение. На этапах начальной подготовки часто бывает так, что победа – заслуга ученика, больше чем учителя. Она достигается за счет высоких природных физических данных ребенка, а не за счет качества его технико-тактической подготовки. В раннем возрасте такие дети выступают на соревнованиях значительно лучше, чем более способные и тренированные, но физически слабые, в данный момент, ребята.

 

3.    Разговариваем с тренером.

 

Предварительное личное общение с тренером необходимо, оно позволит наиболее полно составить психологический портрет наставника. Ваш первый разговор – важнейший тест на профпригодность. Задавайте интересующие вас вопросы, при этом внимательно следите за мимикой и жестами тренера, отмечая, насколько он доброжелателен, профессионален, откровенен.

 

Если тренер отвечает холодно, с раздражением, в своих ответах некорректен и в разговоре не учтив – скорее всего, в общении с детьми он еще менее тактичен, и проблем в процессе обучения не избежать.

 

Есть смысл намеренно  затянуть беседу, но делайте это не слишком навязчиво. Расспросите об организации, условиях приема детей, расписании тренировок, о режиме, который должен соблюдать воспитанник. Уточните, каких критериев придерживается педагог при отборе детей. Можете поделиться какой-то, связанной с вашим ребенком, проблемой. Например, посетуйте на то, что у вашего ребёнка повышенная утомляемость или проблемы со сном.

 

То, как тренер отреагирует на эту информацию, является показателем его заинтересованности в своих учениках, как настоящих, так и потенциальных. Если он постарается вникнуть в суть дела и даст вам несколько рекомендаций, значит он – человек неравнодушный, его работа важна для него, как и ситуация, связанная с приходом в его группу нового спортсмена.

 

В общем – уважительное и благожелательное отношение к родителям воспитанников – верный признак того, что вы на верном пути, в поисках хорошего тренера.

 

4.    Подводим итоги.

 

Собирательный образ хорошего детского тренера будет примерно следующим:

 

  • пунктуальный, подтянутый, вежливый, но не заискивающий;
  • любит детей и свою работу, дети также любят и уважают наставника, доверяют ему;
  • его тренировки интенсивны, но не утомительны, упражнения – разнообразны;
  • он настоящий хозяин в зале, все ситуации контролируются им;
  • он не забывает ни похвалить, ни пожурить своих подопечных;
  • дети слушают и понимают его;
  • он никогда не позволит себе хамства и грубости в адрес воспитанников;
  • он знает, как создать правильный настрой на тренировку или соревнование;
  • он интересуется личными проблемами детей и всегда готов оказать посильную помощь в их разрешении;
  • он не потерпит неопрятности, явного нарушения правил экипировки и техники безопасности воспитанниками.

 

Скажете, таких идеальных педагогов не бывает? Поспешу обрадовать вас, к счастью, таких тренеров достаточно много. Необходимо просто уделить некоторое время активным поискам. Помните, решение этой задачи значительно важнее, чем зачисление вашего ребенка в спортивную школу с громким именем и выдающейся историей

 

 

 


8 причин, для того, чтобы выбрать дзюдо

 

 

 

 

Для некоторых родителей выбор вида спорта для своего ребенка – вопрос давно решенный. Но многие, понимая всю важность физических занятий с ранних лет, находятся в затруднении. Как правило, самым трудным оказывается выбор между командными и личными видами спорта.

 

В этой статье мы попробовали сформулировать 8 причин, для того, чтобы выбрать дзюдо.

 

1. Самооборона

 

Первая причина, почему люди начинают заниматься единоборствами – это получение практических навыков самозащиты и самообороны, то есть быть физически и морально подготовленным к возможной агрессии.

 

Дзюдо, как известно, относится к спортивным единоборствам. И спортивная, соревновательная сторона дзюдо позволяет усваивать не только саму технику борьбы, но и существенно развивать скоростно-рефлекторные свойства организма. Более высокий уровень реакции на нервно-мышечном уровне дают дзюдоисту существенное преимущество перед менее тренированным противником.

 

2. Уверенность в себе

 

Благодаря ежедневным упорным тренировкам на татами, отработке бросков и других элементов дзюдо, дети становятся более опытными. В них развивается и закрепляется навык единоборства, что, в конечном итоге, повышает у них уверенность в себе и своих возможностях.

 

3. Повышение самооценки

 

Одним из важнейших способов дополнительного стимулирования ребенка к занятиям дзюдо являются экзамены на получение очередного цветного пояса. Для ребенка это очень важно.

 

Система рангов и цветных поясов была введена в дзюдо еще Дзигоро Кано, он прекрасно понимал свойства человеческой психики и врожденное стремление человека к конкуренции.

 

Получая следующий по цвету ученический пояс после успешной сдачи экзамена, юные дзюдоисты получают дополнительный мощный стимул к еще более напряженным тренировкам. А помимо этого они повышают свой личный статус в глазах своих товарищей и свою собственную самооценку.

 

4. Дисциплина

 

 

Изучение любого восточного единоборства построено на соблюдении абсолютной дисциплины во время тренировок и полном послушании наставника – тренера. Не является исключением и дзюдо.

 

Умение подчиняться требованиям этикета, предписаниям и нормам поведения в зале, строгим правилам соревнований по дзюдо формируют у ребенка самоконтроль и ответственность за собственное поведение.

 

Занятия дзюдо отлично дисциплинируют детей, развивая у них определенные рамки поведения, которые, зачастую, не в состоянии дать воспитание в семье.

 

 

5. Акцент на личных достижениях

 

В командных видах спорта победа дается в результате совместных усилий команды игроков, одни из которых являются фаворитами, другие демонстрируют средние результаты, а некоторые сидят на скамейке запасных.

 

Поэтому личный вклад в успех, или индивидуальная ответственность за проигрыш в таких видах спорта отсутствует. Или, по крайней мере, сводится к минимуму, что никак не способствует развитию личности спортсмена.

 

В дзюдо успех ребенка – это его успех, поражение – его поражение. Дзюдоист с ранних лет привыкает нести полную ответственность за результаты своих соревнований, им движет собственное желание стать первым и личные амбиции.

 

Научившись самостоятельно достигать побед и в одиночку справляться с трудностями поражений, ребенок получает поистине бесценные навыки достижения успехов в жизни.

 

6. Гендерное равенство

 

Возможно, равенство полов многие и не считают проблемой вообще (особенно родители мальчиков). Но если сравнивать наше общество с социальным устройством развитых европейских стран, то бросаются в глаза явные лидирующие позиции в политике, бизнесе, науке и многих других доминирующих государственных институтах представителей сильного пола.

 

Равноправие мужчин и женщин декларировалось в нашей стране всегда, но на практике слова очень часто расходились с делом, и наше общество оставалось «обществом для мужчин». Занятия дзюдо способно в значительной мере изменить сложившуюся ситуацию.

 

Тренируясь на татами наравне с мальчиками, девочки привыкают к естественной спортивной конкуренции. В освоении техники и сдаче экзаменов на ученическую степень для них нет поблажек и снисхождения. В дзюдо все абсолютно равны.

 

Поэтому регулярные занятия на татами в среде свих сверстников дают девочкам дополнительную уверенность в свои возможности и в равных правах с мальчишками.

 

 

7. Физическое развитие

 

Типичная двухчасовая тренировка в группе дзюдо включает в себя разминку (с элементами самостраховки, гимнастики), изучение и отработку техники борьбы в стойке и партере (поочередные упражнения с партнером), учебно-тренировочную борьбу и дополнительные физические упражнения для укрепления организма.

 

Все это говорит о том, что на протяжении всей тренировки ребенок получает широкий комплекс общеукрепляющих упражнений, развивающий не только все группы мышц и костно-связочный аппарат, но и прекрасно тренирующий сердечно-сосудистую систему.

 

Это удивительно, но спустя год-полтора занятий дзюдо, по состоянию и работе сердца юный дзюдоист заметно отличается от своих сверстников. Это единодушно отмечаю врачи во время медицинских осмотров.

 

Кроме сердечно-сосудистой системы тренировки дзюдо улучшаю обменные процессы в организме, нормализуют давление.

 

8. Внесезонность

 

В отличие от многих других видов спорта (летних или зимних), где существует сезон и межсезонье, занятия дзюдо продолжаются круглый год.

 

Тренировки и соревнования не зависят от времени года за окном или прогноза погоды. Залы дзюдо – закрытые, освещенные и отапливаемые помещения, где поддерживается относительно постоянный температурный режим.

 

Поэтому тренирующийся дзюдоист всегда находится в стабильной, хорошей физической форме

 

Список причин, важный при выборе дзюдо в качестве спорта для ребенка, можно было бы и продолжить. Ведь кроме всего вышеперечисленного, дзюдо дает отличную координацию движений, развивает реакцию и нервно-скоростные качества, укрепляет иммунитет и повышает сопротивляемость к болезням, и этот перечень можно продолжать еще долго.